Большой брат

Что мы узнали из исследования о китайских провластных блогерах

Николай Овчинников

Учёные из Гарварда рассказали, как в Китае работают проправительственные блогеры. Apparat рассказывает о самых интересных фактах из доклада, а также самое важное про цензуру в синете.

На прошлой неделе группа учёных из Гарвардского университета во главе с Гарри Кингом опубликовала доклад о том, как китайские власти используют блогеров в своих целях. Это первое систематическое исследование в этой области.

Что стало основой исследования?

В исследовании, названном «Как власти Китая фабрикуют посты в социальных сетях с целью отвлечения пользователей без разжигания споров» речь идёт о так называемой «Пятидесятицентовой партии». Так называют обширную группу блогеров, которые публикуют посты в поддержку правительства и, как считается, получают за каждую запись по 50 центов. Основой для доклада стал массив данных, выложенный в 2014 году блогером Xiaolan. В архиве содержится более 2300 писем, которые «члены» «Пятидесятицентовой партии» отправляли в Управление интернет-пропаганды области Цхангонг провинции Цзянси КНР. Их до сих пор можно скачать на сервисе OneDrive.

В архиве содержались файлы разных форматов, в том числе текстовые документы, презентации в PowerPoint, фрагменты писем и ссылки на сторонние ресурсы. Ранее отдельные журналисты и блогеры предпринимали попытки изучить архив, но систематического исследования представленных там данных не было.

Перед публикацией Кинг с коллегами проверили достоверность данных, опубликованных в архиве. Они выбрали 5% писем и сопоставили данные из них с профилями в социальных сетях. Учёные нашли страницы авторов, даже их фотографии. Однако они не стали публиковать эту информацию из этических соображений.

Что мы знали раньше?

В Китае сильная система фильтрации и цензурирования интернета. С 2003 года в КНР работает «Великий китайский файерволл», система фильтрации, которая блокирует доступ к сотням различных ресурсов. С 2009 года в Китае заблокирован Facebook. Власти периодически закрывают доступ к сервисам Google: например, в годовщину беспорядков на площади Тяньаньмэнь или после протестов в Гонконге осенью 2014 года. В январе 2015 года пользователи VPN-сервисов для обхода блокировок в КНР стали жаловаться на перебои в их работе, что могло быть связано с «апгрейдом» «Великого файерволла».

Сообщения в синете цензурируются, но не полностью. Летом 2014 года в журнале Science вышла статья о том, как власти Китая цензурируют синет. Они разместили на 100 популярных в КНР ресурсах сообщения как проправительственного, так и оппозиционного характера, в том числе призывы к массовым выступлениям граждан. Последние подвергались цензуре в 1,2-1,4 раза чаще. Также обнаружилось, что то, какая информация премодерируется, зависит от региона. При этом удалялись не все сообщения. Похожие результаты были и в исследовании пятилетней давности, опубликованном в American Political Science Review. Его авторы выяснили, что из размещённых в синете «особо чувствительных» сообщений — например, с критикой Коммунистической партии Китая (КПК) и призывами к массовым акциям — удалялись только 24%. Однако после резонансных событий, которые могли бы стать поводом для массовых протестных акций граждан, цензоры начинали удалять все сообщения с какими-либо призывами вне зависимости от политической позиции автора.

Определённые слова и образы вымарываются из китайского сегмента интернета. Например, в местном аналоге «Википедии» Baidu Baike отсутствует статья про 1989 год, когда произошли беспорядки на площади Тяньаньмэнь. В синете не проходят модерацию и удаляются сообщения даже со слабым намёком на те события. В 2014 году поисковик Sina Weibo не показывал выдачу по запросам «тот день», «завтра», «вчера», «тот год», «65-1», «63+1», «8×8». Также китайские ресурсы нередко удаляют из выдачи сообщения пользователей из Гонконга, где больше политических свобод и слабее цензура. Когда осенью 2014 года там начались протесты, власти Китая стали тщательно фильтровать всю информацию, поступающую из города на ресурсы, доступные в синете.

Китайские власти периодически устраивают кампании по зачистке интернета. Одна из последних акций началась в конце 2014 года после протестов в Гонконге. Тогда контролирующие органы начали проверку популярных ресурсов в поисках видеоматериалов, «основанных на слухах», а также содержащих порнографию и насилие. Некоторые из сайтов начали удалять якобы сомнительную информацию ещё до получения предписаний от властей. В июне 2015 года министерство общественной безопасности КНР сообщило, что полиция создаёт аккаунты в популярных соцсетях для открытой борьбы с «клеветой, оскорблениями, азартными играми и продажей наркотиков».

Что мы узнали из нового исследования?

Численность «Пятидесятицентовой армии» неизвестна. В исследовании фигурируют цифры от 250 тысяч до 2 миллионов. По словам авторов доклада, точно подсчитать число работающих с правительством КНР блогеров не представляется возможным.

Проправительственные блогеры в КНР ежегодно пишут почти полмиллиарда постов. В размещённом Xiaolan архиве было около 43 000 писем только из области Цхангонг за 2013-2014 годы. Кинг с коллегами экстраполировал эти цифры на весь Китай. Получилось примерно 488 миллионов постов в год. Однако, как и с численностью «Пятидесятицентовой армии», этот факт не поддаётся проверке.

Скорее всего, блогеры не получали ничего за свои посты. В архиве Xiaolan’а учёные не нашли доказательств того, что публикации в поддержку властей КНР кем-то оплачивались. Большинство блогеров, по словам Кинга, это служащие государственных агентств. Многие работают в отделах кадров, налоговых службах и судах. Написание проправительственных постов было, скорее всего, среди их неформальных обязанностей. Примерно пятая часть постов из архива написана прямо в офисе Управления пропаганды. При этом авторы доклада не утверждают, что подобная практика распространена во всём Китае.

Блогеры одинаково предпочитали государственные и коммерческие ресурсы. Из всего архива в четверти писем не было ссылки на опубликованный пост. Из остального массива данных почти 54% публикаций сделаны на сайтах государственных организаций, в том числе официального телеканала CCTV, 46% — на коммерческих ресурсах, в том числе популярных платформах Sina Weibo, Tencent Weibo и Baidu.

Большинство комментариев и постов не является троллингом. Авторы публикаций, как правило, не вступали в спор и не провоцировали оппонентов. В основном провластные блогеры писали о неких общих ценностях или хвалили политику партии и правительства (так называемый «чирлидинг»). На такую тематику приходится более 80% изученных Кингом и коллегами постов. Следом шли описание фактов и неаргументированные суждения. Доля аргументированных предположений и критики оппонентов стремится к нулю.

Блогеры отвлекали пользователей от новостей Исследователи заметили, что как только в КНР случалось что-то важное — не важно, со знаком «плюс» или «минус» — блогеры из Цхангонга сразу же активизировались. Например, Кинг с коллегами нашёл больше тысячи таких постов с похвалой в адрес партии и правительства, которые появились летом 2013 года на фоне беспорядков в Синцьзян-Уйгурском автономном районе. Всплески численности публикаций были также после объявления главой КНР Си Цзиньпином экономической программы «Китайская мечта» в марте 2013, во время пленума КПК в ноябре 2013 года, взрыва на железной дороге в городе Урумчи в мае 2014 года.

Больше половины блогеров готовы признаться в том, что работают на правительство. Авторы доклада также разработали бота, ищущего блогеров на зарплате от правительства КНР. Потом они создавали фейковые аккаунты, посредством которых Кинг и коллеги общались с блогерами. Везде они присылали одну и ту же фразу «Я видел твой комментарий, меня он очень вдохновил. Хочу узнать, сформирована ли твоя позиция в онлайн-пространстве чьими-либо инструкциями?». На этот вопрос положительно ответили примерно 56% опрошенных. Однако нельзя точно выяснить, насколько реальными были опрошенные аккаунты.

Подпишись на Аппарат
Facebook
Вконтакте
E-mail дайджест