Просто о сложном

«О, Интернет». Как Вернер Херцог восторгается технологиями и ужасается им

Николай Овчинников

Через неделю на экраны выйдет фильм немецкого документалиста Вернера Херцога «О, Интернет! Грёзы цифрового мира» о возможностях, надеждах и страхах мира технологий. Николай Овчинников объясняет, о чём фильм и почему на него стоит сходить, даже если вы знаете об интернете больше, чем режиссёр.

О чём фильм?

Херцог, который честно признаётся в интервью, что интернетом не пользуется, с восторженной интонацией рассказывает и показывает, как технологии меняют нашу жизнь. Японский робот медленно открывает бутылку, наливает воду и подаёт её девушке. Буддийские монахи не медитируют, а твитят. Илон Маск рассказывает о возможном путешествии на Марс без обратного билета. Сотрудник оборонной компании говорит, что кибервойна, возможно, уже началась. Учёные из Карнеги Меллон рассказывают о машинах без водителя. Кевин Митник рассказывает о своём хакерском опыте. Больные интернет-зависимостью рассказывают, как онлайн-игры разрушили их жизнь.

Большинство из этих сюжетов, если вы читаете Apparat последние два года, вам знакомы: «Интернет вещей», «Тёмная сторона интернета», «Искусственный интеллект», «Интернет на Марсе» — Херцог наводит в мире технологий немецкий порядок, создавая своеобразную энциклопедию для начинающих в сети. Для каждой из глав он выбирает одного-двух героев — иногда второстепенных — не пытаясь объять необъятное.

Зачем идти?

Очевидный вопрос: если вы и так ежедневно читаете обо всём этом, зачем смотреть «О, Интернет», который не претендует на новизну с точки зрения рассказанных в нём фактов? Во-первых, это повод посмотреть на обыденный для вас мир технологий глазами человека, который с ним только что соприкоснулся. Херцог избегает дидактики и намеренной критики. Он искренне поражается тому, во что наш мир превратился благодаря интернету, не испытывая благоговения перед будущим, но и не уходя в откровенный луддизм. Единственное его мнение здесь — это такое длинное «Вау!». Всё остальное — спич экспертов. Херцог только иногда вступает с ними в диалог своими слегка наивными репликами: «Роботы смогут снять кино, естественно, как ваше — вряд ли», — говорит учёный. «Безусловно», — восклицает режиссёр. Такое бахвальство выглядит мило, но не раздражает.

Вторая причина — форма повествования. «О, Интернет» — очень неспешный фильм: с долгими сценами, медленными переходами от одной главы к другой, длинными паузами в разговорах, расплывчатым и лишённым ритма звукорядом. При этом Херцог успевает за полтора часа вкратце описать явления, о которых издания вроде нашего пишут годами. Эта неспешность и молчаливость не утомляет. Этими паузами Херцог аккуратно раскладывает всё по полочкам, расставляет акценты, создаёт ёмкое и упорядоченное описание предмета, который с трудом такому описанию поддаётся. Спокойствие и упорядоченность уводят на второй план другие недочёты повествования.

Херцог практически не рассказывает о sharing economy и вообще — о влиянии интернета на экономическую деятельность человека. Подбор героев вызывает вопросы: например, половина спикеров-учёных — это исследователи из Карнеги Меллон. Рассказ об апокалипсисе и внезапном исчезновении интернета звучит слишком алармистски. Но недаром Херцог называет последнюю главу «Internet of me» — это его личная сеть, он видит её такой.

«О, Интернет!» — это фильм-рефлексия. Он не сообщит вам ничего нового, но поможет вам взглянуть на состояние дел в мире будущего со стороны. Это путеводитель по сети, который можно изучать, даже если вы помните, как заходили на простенькие сайты через dial-up-модем, и вам кажется, что вы всё знаете.

Посмотреть фильм Херцога можно на фестивале кино о науке и технологиях «360°».

Подпишись на Аппарат
Facebook
Вконтакте
E-mail дайджест