У СМИ с иностранными владельцами появился шанс остаться в России

Макар Козырев

Что произошло?

Правительство назвало условия для сохранения иностранной доли в российских СМИ. В пятницу поправки к закону «О СМИ», ограничивающие долю иностранцев среди владельцев российских изданий и телеканалов, обсуждались на встрече Министерства связи и медиакомпаний. Как рассказали газетам «Коммерсантъ» и «Ведомости» участники совещания, глава ведомства Николай Никифоров напомнил представителям отрасли о том, что их компании могут получить исключения из нового закона. Для этого страны, чьими гражданами являются владельцы СМИ, должны заключить с Россией договоры о международном сотрудничестве в сфере медиа. При этом, по данным «Ведомостей», правительство не собирается делать первых шагов к такому договору — оно ждёт, что компании сами пролоббируют принятие соглашений. Опрошенные газетой медиакомпании сомневаются в том, что США и ЕС будут заключать такие договоры.

О чём ещё говорили на встрече?

Руководители ведомства сказали, что Россия «заинтересована в продолжении работы на территории страны» СМИ с иностранным участием и пообещали создать рабочую группу, которая «займётся созданием комфортных условий для работы» медиапредприятий с иностранным участием в рамках обновлённого законодательства.

Не совсем очевидно, чем закончилось обсуждение срока вступления закона в силу. Пока ограничения вводятся 1 января 2016 года. Но медиакомпании попросили сдвинуть дедлайн и для медиа с иностранной долей больше 20 %. Как пишут «Ведомости», чиновники пообещали подумать «над тем, чтобы ограничения начали действовать для всех СМИ с 2017 года». «Коммерсантъ», в свою очередь, сообщает, что руководство министерства отказалось менять закон. Apparat попросил Минкомсвязи разъяснить ситуацию, но пока не получил ответ.

С кем Россия договорилась о сотрудничестве в сфере медиа?

Николай Никифоров привёл два примера. Первый — это подписанное в прошлом году соглашение с Китаем, согласно которому каналы двух стран транслируются друг другу. Второй — это недавний договор с Аргентиной, который вывел в эфир страны телеканал Russia Today.

Кроме них, есть ещё телерадиокомпания «Мир», учреждённая по договору между странами-участниками СНГ, и телерадиовещательная организация Союза России и Белоруссии.

Что из себя представляет новый закон?

Поправки к закону «О СМИ», принятые две недели назад, запрещают иностранным компаниям и частным лицам владеть более чем 20 % акций российских СМИ. Авторы законопроекта объяснили свою инициативу необходимостью защитить информационное пространство России.

Кто присутствовал на встрече?

По данным газет, на встрече присутствовали представители нескольких медиакомпаний, которых коснётся новый закон. Оба издания сообщили об участии:

«СТС Медиа» (каналы «СТС», «Домашний», «Перец»). Компания зарегистрирована в США, а в число её акционеров входят MTG Russia AB, принадлежащая шведской компании Modern Times Group, кипрская Telcrest Investments Limited и ряд американских и европейских институциональных и частных инвесторов.

Axel Springer Russia (русскоязычные версии журналов Forbes, «Gala Биография», Ok!, GEO, GEO Traveller, «GEOленок»). Учредитель компании в России — дочерняя структура немецкого медиахолдинга Axel Springer.

ИД «Бурда» (русскоязычные версии журналов ComputerBild, Playboy, Oops!, а также российские журналы «Лиза» и «Отдохни!»). Он принадлежит немецкому издательскому концерну Hubert Burda Media.

ИД Sanoma Independent Media (журналы Esquire, Cosmopolitan, «Cosmopolitan Психология», Сosmopolitan Beauty, газеты «Ведомости», The Moscow Times, The St. Petersburg Times и другие издания). Sanoma принадлежат несколько дочерних компаний («Фэшн пресс», «Юнайтед пресс», «Бизнес ньюс медиа», «Мондадори ИМ»). Каждая из них ответственна за определённые СМИ холдинга и владеет акциями совместно с зарубежными инвесторами. К примеру, по данным самого издания, долю в газете «Ведомости» SIM разделяет с американскими компаниями Dow Jones и FT Group.

По данным «Коммерсанта», на совещании были ещё представители Viasat (кабельные каналы TV1000, Viasat History), принадлежащей, как и «СТС Медиа», шведской MTG, и Walt Disney Company CIS (кабельный Disney Channel), которая является российским отделением американской Walt Disney Company. «Ведомости» пишут о присутствии Hearst Shkulev Media (журналы ELLE, Marie Claire, Psychologies, «Антенна-Телесемь», Maxim), который на 100 % принадлежит кипрскому ООО «Ди-Эм-Си. Диверсифайд медиа компани лимитед».

Кроме них, новые ограничения коснутся ещё ряда издательств и холдингов: ИД «Коммерсантъ», «РБК» и «Газпром-медиа» в их числе.

Что ещё почитать по этой теме?

Загрузить еще