Госдума ограничила иностранцев во владении СМИ

Кирилл Асанов

Что произошло?

На сегодняшнем заседании Государственная дума РФ приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон «О средствах массовой информации», вводящий серьезные ограничения для иностранных владельцев СМИ. Против проголосовали только двое депутатов при одном воздержавшемся. Закон вступит в силу 1 января 2016 года и запретит иностранным компаниям и частным инвесторам владеть более чем 20% акций любого российского издания. Принятие закона проходило по ускоренной процедуре и в эту пятницу было проведено сразу два слушания.

Законопроект принят всего с одной существенной поправкой: из-под его действия будут выведены СМИ, созданные на основании международных договоров, к примеру телекомпания «Мир» и телерадиовещательная организация Союза России и Белоруссии. Комитет госдумы не поддержал решение вывести из под действия закона «глянцевые» и детские издания. По словам одного из авторов законопроекта Вадима Деньгина, к этом вопросу нужно вернуться, но в рамках другого нормативно-правового акта.

Зачем это нужно?

Депутаты утверждают, что цель нововведений – защитить информационное пространство России. По словам авторов инициативы, она идёт в тренде с законом о персональных данных и законом о блогерах. Парламентарии отрицают попытку таким образом оказать политическое давление на средства массовой информации.

Один из авторов законопроекта Вадим Деньгин утверждает, что иностранцы, приобретая СМИ в России, получают доступ к умам людей, и непонятно, будут ли они тут заниматься бизнесом или менять политическую ситуацию. Депутатов поддержал и глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев, который считает, что таким образом можно будет увеличить поддержку тех российских СМИ, у которых нет иностранных инвесторов.

Кого коснётся принятие закона?

Если законопроект будет принят, многие медиахолдинги будут вынуждены пересмотреть состав акционеров и учредителей или уйти с российского медиарынка.

ЗАО «ИД Коммерсантъ» (газета «Коммерсантъ», журналы «Секрет фирмы», «Огонёк», «Деньги», «Власть», «Секрет фирмы», Weekend, радиостанция «Коммерсантъ FM», новостной портал Kommersant.ru). По данным Росстата, учредителями компании являются ООО «Коммерсантъ Холдинг» с долей 1,71 % и кипрская Kommersant Holding (Cyprus) Limited (доля не указана). В базе «СПАРК-Интерфакс» учредителями значатся шесть компаний, зарегистрированных в различных офшорных зонах.

ИД Sanoma Independent Media (журналы Esquire, Cosmopolitan, Cosmopolitan Психология, Сosmopolitan Beauty, газеты «Ведомости», The Moscow Times, The St. Petersburg Times и другие издания). Sanoma принадлежат несколько дочерних компаний («Фэшн пресс», «Юнайтед пресс», «Бизнес ньюс медиа», «Мондадори ИМ»). Каждая из них ответственна за определённые СМИ холдинга и владеет акциями совместно с зарубежными инвесторами. К примеру, по данным самого издания, долю в газете «Ведомости» SIM разделяет с американскими компаниями Dow Jones и FT Group.

ОАО «РБК» и ЗАО «РБК-ТВ Москва» (информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг», новостной интернет-портал, бизнес-аналитический портал Quote.rbc.ru, ежедневная аналитическая газета «РБК daily», бизнес-телеканал «РБК-ТВ» и другие). Около 60 % акций, то есть контрольный пакет компании, принадлежат российскому инвестиционному фонду Михаила Прохорова — Группе ОНЭКСИМ — через кипрскую компанию Pragla Limited.

ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» (русскоязычные версии журналов Forbes, «Gala Биография», Ok!, GEO, GEO Traveller, «GEOленок») Учредитель компании в России — дочерняя структура немецкого медиахолдинга Axel Springer.

Hearst Shkulev Media/ «ИнтерМедиаГруп» (журналы ELLE, ELLE Girl, ELLE Drcoration, Marie Claire, Psychologies, «Антенна-Телесемь», Maxim, «Счастливые родители» / Parents и другие). Один из ведущих медиахолдингов России принадлежит кипрскому ООО «Ди-Эм-Си. Диверсифайд медиа компани лимитед» на 100 %.

Rambler&Co (медиаагрегатор Rambler, журнал «Афиша», интернет-издания Lenta.ru, Gazeta.ru, портал Championat.com, блог-платформа LiveJournal и другие) Владелец холдинга — зарегистрированная на Кипре компания PM Web Limited.

«Газпром-Медиа Холдинг» (телеканалы ТНТ, «Пятница», «ТВ-3», «2х2», радиостанция «ЭХО Москвы» и другие). Иностранные компании участвуют в уставном капитале указанных СМИ холдинга.

Что ещё почитать по этой теме?

Загрузить еще