Учёные создали программу для борьбы с гендерной дискриминацией в кино

Татьяна Новак

Исследователи из Института гендерного равенства в медиа Джины Дэвис, Университета Маунт Сент-Мэри и компании Google создали программу, которая вычисляет, насколько представлены мужчины и женщины в фильмах, телевизионных шоу и других медиапродуктах. Программа GD-IQ основана на технологиях распознавания лиц и аудиораспознавания от Google, пишет The New York Times.

«На сегодняшний день большинство исследований гендерной репрезентации в медиа были сделаны вручную. GD-IQ революционизирует этот подход с помощью автоматизированного анализа медиа-контента», — пишут разработчики. Экранное время, занятое женскими или мужскими персонажами определяется путем вычисления соотношения количества лиц к общему числу визуальных объектов в фильме. С помощью аудиораспознавания программа вычисляет количество экранного времени, занятого репликами женщин и мужчин.

Таким образом программа GD-IQ (Geena Davis Inclusion Quotient) позволяет проанализировать 90-минутный фильм всего за 15 минут. На эту разработку у инженеров из Университета Южной Калифорнии и компании Google ушло 2 года. Исследование финансировал фонд Google.org.

Исследователи из Института гендерного равенства в медиапроанализировали с помощью GD-IQ топ-100 самых кассово успешных фильмов 2015 года. Как оказалось, женщины на экране по-прежнему остаются «молчаливым меньшинством»: в среднем мужские персонажи говорят два раза больше (28,4% экранного времени), чем женские (15,4%).

В фильмах с главным героем-мужчиной мужские персонажи говорят в три раза чаще (33,1%), чем женские (9,8%). При этом в фильмах с главными героинями-женщинами мужским репликам отводится 23,9% времени — почти столько же, как женским (26%). Формальное равенство тоже не спасает ситуацию: в фильмах с одинаковым количеством героинь и героев в диалогах всё так же доминируют мужчины, занимая 25,5% времени (женским репликам отводится только 16,7%).

Гендерный разрыв особенно проявляется в экшн-фильмах. Например, в блокбастастерах «Звёздные войны: Пробуждение силы» и «Голодные игры: Сойка-пересмешница» мужчины занимают примерно в 3 раза больше экранного времени, чем женщины — даже главные героини. «Революционная технология GD-IQ позволяет раскрыть бессознательную дискриминацию по гендерному признаку глубже, чем удавалось ранее», — говорят разработчики.

Процент экранного времени, занятый изображением и репликами персонажей-женщин (слева) и персонажей-мужчин (справа) в блокбастерах 2015 года

При этом анализ показал, что у фильмов 2015 года с женщинами в главных ролях на 15.8% выше кассовые сборы, чем у фильмов с героями-мужчинами.

Кассовые сборы фильмов 2015 года, где главные роли исполняют 1. женщины, 2. женщины и мужчины, 3. мужчины

«Размеры кассовых сборов для каждого фильма обусловлены множеством факторов, но эти данные показательны. Они опровергают заблуждение, что фильмы с главными героинями-женщинами не окупаются. На самом деле фильмы с женщинами в главных ролях принесли больше денег, чем с главными героями-мужчинами. Но больше всего денег в прокате собрали ленты, в которых поровну и мужских, и женских персонажей. Гендерный баланс в кастинге получает финансовый отклик», — пишут авторы.

Загрузить еще