Учёные нашли шесть схем, на которых строятся произведения мировой литературы

Татьяна Новак

Учёные из Computational Story Lab в университете Вермонта выяснили, что все литературные произведения построены на чередовании полюсов эмоциональной окраски. В своём исследовании они выделили шесть базовых кривых, которые иллюстрируют популярные последовательности «взлётов» и «падений».

В своём анализе учёные отталкивались от идеи, что каждое слово можно охарактеризовать как положительно либо отрицательно эмоционально окрашенное. Они использовали алгоритм Hedonometer, в котором эта эмоциональная нагрузка выражена в числовом значении. Алгоритм присваивает числовое значение каждому слову, затем делит текст на отрывки по 10000 слов и высчитывает среднюю эмоциональную валентность. Таким образом они проанализировали 1737 текстов из электронной библиотеки Проекта «Гуттенберг», которые были скачаны более 150 раз.

Схема анализа. Иллюстрация: Andrew J. Reagan

«Мы нашли набор из шести основных дуг, на основе которых строятся более сложные нарративы», — заявляют учёные. Конечно, многие произведения имеют более тонкое построение, но в целом основные эмоциональны кривые выглядят так:

«Из грязи в князи» (взлёт): «Алиса в стране чудес» Льюис Кэролл

«Трагедия» (падение): «Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир

«Человек в яме» (падение-взлёт):«Волшебник страны Оз» Лаймен Фрэнк Баум

«Икар» (взлёт-падение):«Римский Экспресс» Артур Гриффитс

«Золушка» (взлёт-падение-взлёт):«Рождественская песнь» Чарльз Диккенс

«Эдип» (падение-взлёт-падение): «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов

Шесть эмоциональных кривых, соответствующих основным литературным сюжетам. Иллюстрация: Andrew J. Reagan

Например, эмоциональные дуги всех книг о Гарри Поттере строятся по одинаковой схеме «из грязи в князи» («убить дракона»), хотя эмоциональная окраска меняется от сцены к сцене.

Схема эмоциональных дуг в тексте Джоан Роулинг "Гарри Поттер и дары смерти". Иллюстрация: Andrew J. Reagan

Названия кривых авторы взяли из предыдущих исследований, посвящённых основным сюжетам мировой литературы. Многие литературоведы говорили о трёх, семи, восьми и тридцати двух базовых сюжетных схемах, которым соответствуют все существующие истории. Регану ближе всего классификация писателя Курта Воннегута, выделившего восемь сюжетов. Частично Воннегут представил свою теорию в книге «Человек без страны», добавив туда несколько графиков, на которых вертикальная линия обозначала движение от героя от «падения» к «взлёту», а горизонтальная — от начала к концу истории. При этом учёные подчёркивает, что эмоциональные дуги могут не совпадать с композицией и сюжетом произведения. «Эмоциональная дуга повествования не дает нам прямой информации о сюжете или предполагаемом значении истории, а скорее выступает как часть описания», — пишут они.

По словам авторов, результаты исследования могут быть интересны не только литературоведам, но и разработчикам программ для написания текста. Например, если судить по количеству скачиваний на сайте библиотеки «Гуттенберга», то читателям больше нравятся истории, в которых много раз меняется эмоциональный полюс и которые заканчиваются «падением».

Загрузить еще