Латвийский художник спроектировал робота с помощью нейросети

Андрей Бродецкий

Художник из Риги Кристс Пудзенс представил в Швеции выставку роботизированных арт-объектов, созданных с помощью нейросетей, распознавания лиц и других современных технологий, пишет The Creators Project. Сам Пудзенс называет свои произведения «электромеханическим искусством».

Один из экспонатов — устройство под названием Unbalanced Force («Несбалансированная сила»), представляет из себя два роботоподобных механизма, забирающихся вверх по веревке. Пудзинс создал механизм в 2012 году на рижском фестивале искусства Survival Kit. Задачей артистов было создать рецепт против надвигающейся экономической рецессии. Unbalanced Force отображает видение Пудзенсом экономических реалий того времени: «Это циклический процесс. Экономическая система, словно искусственный организм, движется только вверх. Роботы могут забираться только вверх. Иногда они срываются с веревки, и тогда начинают движения снова».

Unbalanced Force. Фото: Кристс Пудзенс

Большинство составляющих деталей механизма сделаны вручную. При этом сама механика устройства спроектирована нейросетью, которую Пудзенс разработал специально для этого. «Я представлял, как все должно работать, но проблема была в огромном количестве возможных комбинаций размеров, форм и соединений деталей. Я написал программу, которая автоматически нашла лучшую из возможных конфигураций для рук роботов согласно заданным мной требованиям», — рассказывает художник изданию The Creators Project.

Другой проект Кристса — созданная в 2008 году «Голова профессора Доуэля», названная по одноименной книге советского фантаста Александра Беляева. Это две роботизированные головы из белого пластика с глазами, следящими за посетителями выставки. Сервомоторы, приводящие головы в движение головы, управляются программой, написанной на C++, а для распознавания лиц Пудзенс использовал библиотеку OpenCV.

Ещё один экспонат — «Гонка Красной Королевы», названная по эпизоду из «Алисы в Зазеркалье» — в нём Алиса соревновалась в беге с Красной Королевой, но как бы быстро ни бежала, оставалась на одном и том же месте. «В науке это называется «гипотезой Красной Королевы» (для выживания в постоянно развивающейся среде вид должен сам непрерывно развиваться — Apparat). В этом произведении я хотел показать увеличивающуюся скорость повседневной жизни», — рассказывает Пудзенс.

Скульптура содержит красные детали и выглядит довольно абстрактно. Пудзенс называет её «промышленным механическим организмом». Корпус робота сделан из стали, крылья — из фанеры с эпоксидным покрытием и дворников из российских машин. Робот оборудован камерой и компьютером с программой распознавания лиц. Конструкция имитирует скорость, ритм и движения проходящих мимо посетителей. «Она превращает эту информацию в движение своих крыльев. Это интерактивное произведение реагирует не на конкретного наблюдателя, а скорее на окружение в целом», — объясняет художник.

Гонка Красной Королевы. Фото: Кристс Пудзенс

Для Пудзенса алгоритмы — важная и неотъемлемая часть выставки. «Я работаю программистом, хотя по образованию скульптор», — объясняет Кристс в разговоре с Apparat. — Я сам выучил программирование и электронику, а интерактивным искусством заинтересовался, когда работал над компьютерными играми».

Подробнее о своих идеях Пудзенс рассказал Apparat в небольшом интервью.

Как вы думаете, есть ли будущее у проектирования машин с помощью искусственного интеллекта? Можно ли говорить об этом всерьез как о методе производства промышленных роботов?

Я уверен, что у такого подхода большое будущее. Вычислительный подход уже используется во многих отраслях, например, при расчете прочности конструкций. Boston Dynamics использовали нейросети для того чтобы научить своих роботов ходить. Компьютер эффективнее и быстрее человека решит любую задачу, где нужен конкретный результат при большом количестве переменных и комбинаций. Такой процесс может быть отлажен для задач с конкретным результатом — например, для создания робота узкой направленности можно написать софт, который выдаст жизнеспособное решение от идеи до работающего прототипа. Звучит очень круто, как в фильме «Железный человек» — ты говоришь компьютеру, что делать, и через пару часов получаешь готовый продукт. Это включает в себя и быстрое прототипирование, и 3D-печать из разных материалов. Я думаю, мы плавно движемся в сторону автоматизированного продуктового дизайна и производства.

Вы говорите, что современные технологии граничат с магией. А какие технологии лично вам кажутся самыми завораживающими?

Меня впечатляет не какое-то конкретное устройство, а скорее сам процесс массового производства. Сложность фабрик, на которых делают, например, автомобили Tesla, поражает. Причем они делают это безостановочно.

Красная Королева у Кэролла говорит: «Здесь приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте». Что вы посоветуете делать нашим читателям, чтобы не отстать от развивающегося мира?

Я думаю, нет ничего плохого в том, чтобы не следить за всеми последними трендами. Легко впасть в потребительство и перепрыгивать с нового на последнее, толком не вникая ни во что вообще — такая разновидность дефицита внимания.

Я бы посоветовал создавать вещи, не только потреблять. Вникайте в то, что вам интересно, и углубляйтесь, разбирайтесь в этом. Фокусируйтесь! Фокус — это не столько о том, что вы делаете, сколько о том, чего вы решаете не делать. Не надо стараться угнаться за всем новым, просто потому что это новое. Сегодня очень легко отвлечься от важного. Я рано понял (возможно благодаря тому, что мои родители — художники), что ценность не в материальных вещах, а в том, что я могу с ними делать — в опыте, знаниях. Если у вас будет фокус и страсть к чему-то, у вас появится и любопытство узнавать новое и развиваться, делая это.

Загрузить еще