Филипп Дзядко — о ежеминутном сражении с Жабой

В прошлую пятницу Государственная Дума завершила весенне-летнюю сессию, приняв рекордное количество запрещающих и ограничивающих свободу законов. В связи с этим мы попросили журналистов, писателей, создателей интернет-проектов, художников и музыкантов поделиться личным мнением о свободе в России и ответить на вопрос, что все мы можем сделать для того, чтобы свободу не ограничивали. Все тексты являются личным мнением авторов.

ФИЛИПП ДЗЯДКО
Бывший главный редактор журнала «Большой город»

В начале сороковых годов в одном из детских приёмников НКВД, куда отправляли детей врагов народа, жил маленький мальчик по прозвищу Тень. Своё прозвище он получил за невероятную худобу и за то, что умел внезапно исчезать, делаться невидимым, что не раз спасало его от гибели. Тень обладал уникальным талантом — очень быстро он мог делать профили советских вождей из железной проволоки. Об этом умении узнала директор детприёмника, суровая усатая женщина по прозвищу Жаба. Жаба запретила Тени крутить вождей из проволоки и сделала его жизнь ещё более невыносимой, чем прежде: теперь семилетнего мальчика особенно тщательно шмонали, отнимали любые предметы, из которых он мог бы что-нибудь сделать или нарисовать, при минимальной провинности засовывали в карцер.

Тогда вместе со своим товарищем Петей Медным Всадником Тень решился на побег. Они проникли на баржу, на которой в детприёмник привозили еду, и, спрятавшись в трюме, уплыли от своих мучителей. Впереди несколько лет путешествий на поездах по послевоенной стране, встреча со слепым мальчиком Митяем, которому Тень спасает жизнь, биография беглеца, зарабатывающего на жизнь умением делать фигуры из колючей проволоки, поиск своего призвания.

Много лет спустя Тень стал главным художником театра Товстоногова и под именем Эдуарда Кочергина описал свою жизнь в нескольких книгах, может быть, самых важных книгах последнего времени.

Жаба запретила Тени крутить вождей из проволоки и сделала его жизнь ещё более невыносимой, чем прежде: теперь семилетнего мальчика особенно тщательно шмонали, отнимали любые предметы, из которых он мог бы что-нибудь сделать или нарисовать, при минимальной провинности засовывали в карцер.

Свобода свободна от определений, каждое неточно. Свобода — это жизнь в предлагаемых обстоятельствах без потери чувства собственного достоинства. Свобода — внутренняя потребность менять окружающую действительность. Свобода — способность быть равным самому себе в каждый момент бесконечного внутреннего изменения. Свобода — невозможность быть свободным, пока не свободен кто-то рядом с тобой: как посадить их на баржу, спрятать в трюме, вывести к реке… Поэтому свобода — это ещё и единственное лекарство от одиночества.

Мы живём в мире, который заканчивается: новая система отношений, новые модели обществ, новые структуры ценностей, новые экономические отношения и прочее и прочее.

Но неизменной должна оставаться ценность отдельной человеческой жизни, и героем должен быть человек, не соглашающийся с унижением и всегда способный на побег, постоянно сжимающий в руке самодельный билет на опасную, но спасительную баржу.

Впрочем, даже если все эти предчувствия — морок и ничего меняться не будет, самое время быть этим человеком, ежеминутно сражающимся с Жабой, настолько, насколько это возможно. Но не за кого-то абстрактного, не за «всё человечество», а хотя бы за самого себя.

Впрочем, Тень бы так никогда не сказал, он просто жил, а прочитав такие общие фразы, достал бы из мешочка отмычку и, открыв тамбур, пересел бы с одного товарного поезда на другой, идущий в нужном ему направлении. Хотя он никогда и не знает точного адреса.

После того, как Филипп прислал нам свой манифест, был опубликован этот пост на его странице в Facebook

Подпишись на Аппарат
Facebook
Вконтакте
E-mail дайджест