Искусственный интеллект уже научили создавать картины, исправлять фото и играть в шахматы. Теперь ИИ ещё и умеет сочинять песни. Рассказываем о самых заметных проектах в этой области и объясняем, как изменится поп-культура благодаря применению искусственног интеллекта при создании песен.

ИИ уже сочиняет музыку? Её можно послушать?

Да, сочиняет, но не без помощи людей. Записей полно. Лучшие — у парижской лаборатории Sony и у проекта Google Magenta.

В 2012 году калифорнийский исследователь и композитор Дэвид Коуп создал компьютерный эмулятор, который сочинял мелодии в духе Баха, Моцарта и самого Коупа. В 2014 году руководитель лаборатории компьютерных наук Sony в Париже Франсуа Паше представил бота Evans, который мог создавать примитивные фортепианные мелодии в стиле различных композиторов: например, Билла Эванса, Мишеля Леграна или Джорджа Гершвина.

Главное детище парижской лаборатории Sony — алгоритм Flow Machines. Он изучает нотные партии различных песен — к сентябрю 2016 года таких было около 13 тысяч — и затем выдаёт мелодию по запросу. Нужно указать референсы и стилистику. В 2016 году специалисты Sony CSL попросили Flow Machines сочинить что-то в духе The Beatles и привлекли к созданию текста и окончательной аранжировки французского музыканта Бенуа Карре. Получился трек «Dady’s Car». Его в Sony называют «первой поп-песней», написанной ИИ. Впрочем, это не до конца правда: без помощи человека получилась только голая мелодия.

В декабре 2016 года Паше и его коллега Гаэтан Хадьере представили DeepBach. Этот алгоритм сочинил музыку в стиле хоралов Иоганна Себастьяна Баха без помощи людей: ему было достаточно прослушать произведения немецкого композитора.

В июне 2016 года проект Google Magenta продемонстрировал 90-секундный кусок клавишной композиции с ритм-секцией, сочинённой искусственным интеллектом. В алгоритм Performance RNN загрузили датасет из записей с международных музыкальных соревнований Yamaha. ИИ сам решает, какие ноты он будет играть, с какой интенсивностью, как быстро. Получается музыка немного сумбурная и полиритмичная: за полминуты она то разгоняется, то замедляется. Пока, говорит руководитель Magenta Дуглас Эк, модель недостаточно совершенна. Например, Performance RNN пока не работает с последовательностями аккордов и, вообще, не может сочинять полноценные произведения. Однако в Magenta собираются решить эту проблему.

Ещё в Google создали нейросинтезатор, который воспроизводит звуки различных инструментов, прослушав их в датасете. Попробовать ИИ для сочинения музыки можно на сайте AI-Duet: вводишь ноту, алгоритм подбирает тебе ещё несколько. По похожему принципу работает алгоритм ALICE австралийского стартапа Popgun.

В августе 2017 года американская певица Тарин Саутерн представила песню «Break Free», которую написал алгоритм Amper от одноимённой компании. В марте 2017 года компания получила $4 миллиона инвестиций на проект по созданию музыки с помощью ИИ. Алгоритм, суть работы которого пока не раскрывается, может выдать мелодию по запросу всего за две секунды. Вот пример эмбиент-трека от Amper.

Впрочем, пока Amper не очень знаком с песенной структурой. Он может выдать музыку для куплета и припева, однако драматургия, развитие и окончательная аранжировка остаются за людьми.

Чего все опасаются?

Вреда для людей. Джон Эдс, управляющий инкубатором для музыкальных стартапов Abbey Road Red, говорит, что ИИ-музыка — палка о двух концах, что от неё может быть как польза, так и вред. Нужно подходить к её использованию максимально осторожно, и тогда, по словам Эдса, ИИ-музыка сможет встряхнуть индустрию.

В 2014 году издание EDM Night Life рассказало якобы о роботе, который стал работать диджеем в одном из клубов Остина в штате Техас. Те, кто не поняли шутку, — а их было большинство в комментариях к статье — стали возмущаться: «Это дерьмо», «идите ***** [к чёрту]», «Никто не заменит человека», «Может, им стоит заменить роботом CEO фирмы-производителя». Это очень показательная история: люди не просто боятся нового, они боятся лишения привилегии на творчество.

Среди тех, кто предостерегает от создания поп-хитов при помощи ИИ, есть даже те, кто сам работает с алгоритмами, производящими музыку. Компания Juckedeck при помощи алгоритмов создаёт треки по запросу — например, для корпоративных презентаций, однако CEO фирмы Эд Ньютон-Рекс относится скептически к применению ИИ в поп-музыке. «Музыка слишком субъективна. Вопрос не в том, „будет ли это [созданное при помощи алгоритма произведение] лучше X [написанной человеком песни]“, но в том, „будет ли это полезно для людей“», — говорит Ньютон-Рекс в интервью Guardian.

«Можно сделать машину, которая будет неплохо имитировать музыку, но не уверен, что в ней будет душа, — говорил в интервью Apparat британский музыкальный критик Саймон Рейнольдс. — Чего-то будет не хватать. У артиста всегда есть эго, он стремится к чему-то, у него есть желание, потребность в славе, мечты, желание стать бессмертным, известным, получить внимание. Как можно заставить машину иметь такой драйв? Можно заставить машину сделать имитацию песни. Благо, многие треки достаточно примитивны, чтобы сделать что-то на них похожее. Но вы не можете заставить машину создать новый стиль».

CEO Amper Дрю Сильверстайн считает, что в какой-то момент мы не сможем, услышав трек, сказать, кто его сочинил — человек или машина. Но его не пугает эта перспектива, потому что «нам ценно сидеть в одной комнате с другим человеком и творить. Это часть нашей сущности как людей. Она никуда не уйдёт».

Для чего всё-таки нужна музыка, созданная ИИ?

Большинство экспертов и создателей алгоритмов сходятся в том, что у произведённой ИИ музыки сейчас есть важное прикладное значение: озвучка тех роликов и презентаций, где авторские затраты не нужны, а стоковых песен на всех не хватает. «Кристофер Нолан не перестанет работать с [композитором] Хансом Циммером в ближайшее время. Но для тех, кто создаёт короткометражки, или ютуберов, которые не хотят удаления ролика из-за копирайта, вы можете увидеть, как… созданная ИИ музыка может быть очень полезна», — говорит Клифф Флюэт, партнёр юридической фирмы Lewis Silkin, консультирующей несколько стартапов в области компьютерной музыки.

Как говорит джаз-исполнитель Пэт Мэтни, о такой музыке надо размышлять не как о «сгенерированной компьютером», но как о «созданной при ассистировании компьютера». Действительно, без участия человека большинство таких треков как максимум muzak, ненавязчивый и лишённый хуков саунд для моллов и рекламных роликов. В интервью The Verge Тэрин Саутерн говорит, что ИИ освобождает артиста от необходимости работать с сонграйтером или аранжировщиком, с которыми сложнее сойтись во мнениях. Безусловно, песня «Break Free» — если Amper действительно создал её от начала до конца, в стартапе пока не раскрывают методы работы алгоритма — это уже полноценный поп-трек для радио. Но его проблема как раз в том, что он звучит как и все остальные треки на нынешних поп-радиостанциях.

Большая музыкальная индустрия уже заинтересовалась ИИ: Abbey Road Red работает при знаменитой лондонской студии, где записывались The Beatles. А Франсуа Паше с недавнего времени сотрудничает со Spotify — эта компания уже использует алгоритмы в своих сервисах: например, для рекомендации музыки в зависимости от погоды за окном. Что для неё придумывает Паше — неизвестно.

Подпишись на Аппарат
Facebook
Вконтакте
E-mail дайджест