Как мошенничество с кликами вредит музыкальному стримингу

Николай Овчинников

За 2015 год доходы стриминговых сервисов выросли почти в 1,5 раза. Ожидается, что к 2018 году они обойдут по этому показателю ресурсы для скачивания песен. Вместе с успехом приходят и проблемы. Стриминговые музыкальные ресурсы страдают не только от конфликтов с артистами. Теперь у них появился новый враг — кликфрод, который мошенники ранее использовали для выкачивания денег из рекламных объявлений. Об этом подробно пишет издание Quartz.

Что такое кликфрод?

Это сетевое мошенничество, распространённое в мире онлайн-рекламы. На размещённое на сайте объявление при помощи специального скрипта накручиваются обманные клики. Это делают как рекламодатели, так и владельцы самих сайтов для увеличения собственных показателей, равно как и иные лица для фактического воровства денег.

Насколько это серьёзная проблема?

Очень серьёзная. Реальные потери рекламной индустрии от кликфрода составляют $2,7 млрд, по последним данным профильной американской Национальной ассоциации. В 2006 году этот показатель составлял всего $1 млрд.

При чём тут музыкальная индустрия?

Там мошенники используют схожий механизм. Известно, что стриминговые сайты платят исполнителям за прослушивание их песен. Чем больше пользователей нажали на кнопку «Play», тем больше денег музыканты заработали. Мошенники создают фейковые аккаунты музыкантов. После этого созданный ими бот автоматически «прослушивает» загруженные ими «треки» (отрывки чужих мелодий, стоковая музыка, несколько секунд тишины). Впрочем, раньше были и более прямолинейные, но не менее занятные попытки музыкантов заработать денег на мошенническом стриминге.

В июне 2015 года появился сайт Eternify, позволяющий проиграть 30-секундные отрывки песен со Spotify и также принести небольшой доход исполнителям. Его создали участники группы Ohm & Sport, чтобы заодно заработать немного денег на своём дебютном сингле. Самый знаменитый случай — эксперимент американской группы Vulpeck. В июле 2014 года Vulpeck выложила альбом «Sleepify», который состоит из нескольких треков с абсолютной тишиной, и попросила фанатов «послушать» его. В итоге музыканты заработали $20 000, пока Spotify не узнала об их акции и не удалила альбом.

Как создать бота для таких накруток?

В прошлом году американский инженер Уильям Беделл опубликовал пошаговую инструкцию по созданию бота, с помощью которого малоизвестные музыканты могли зарабатывать $30 в день.

Схема созданного Беделлом ботнета для стриминга

Сперва автоматический скрипт в браузере регистрировал через удалённый сервер в Spotify несколько фейковых аккаунтов с произвольно выбранными именами, возрастом и адресами электронной почты. Размещение ботов шло через облачные серверы Amazon. «Пользователи» логинились в Spotify, слушали несколько часов музыки — Беделл выбрал музыкантов, которые ему лично нравились — и выходили. Для окончательного запутывания следов он подключался к стриминговому сервису через VPN.

Похожую схему описал ветеран музыкальной индустрии Шарки Лагуана, который владеет компанией по прокату транспорта для исполнителей. Чтобы заработать денег, нужно создать несколько сотен фейковых аккаунтов, загрузить туда автоматически генерируемые мелодии и наплодить ботов. Последние должны будут попеременно слушать ваших «артистов» и настоящих музыкантов — тогда у администраций сервисов стриминга не возникнет вопросов ни к фальшивым исполнителям, ни к ненастоящим пользователям.

Сильно ли страдает от кликфрода музыкальная индустрия?

Неизвестно. Скорее всего, меньше, чем рекламная. Стриминговые сервисы в 2016 году должны заработать около $1,5 млрд. От кликфрода рекламодатели потеряли в 2015-м почти вдвое больше. Другой вопрос — репутационные издержки. Spotify немало пострадал от демарша Тейлор Свифт и Тома Йорка из Radiohead (по отдельности), которым не нравится политика распределения денег между сервисом и музыкантами. Кроме того он вместе с Tidal сейчас является соответчиком по иску об авторских правах на сумму $150 млн. Тот факт, что сервис платит немного денег инди-музыкантам и при этом просто так отдаёт деньги мошенникам, показывает его не с лучшей стороны.

Как с этим бороться?

Самый простой способ — увидеть подозрительную активность и удалить трек, который слишком долго слушают одни и те же люди. Однако этот путь чреват случайными жертвами. Этой зимой компания DistroKid — посредник между инди-музыкантами и стриминговыми сервисами — провела эксперимент: с одного из её аккаунтов прослушивался один и тот же фейковый 45-секундный трек. В итоге DistroKid успела постримить его в Spotify 45 000 раз, пока администрация сайта не удалила его, послав письмо с объяснениями, суть которых сводится к тому, что «реальные люди не могут слушать один трек тысячи раз». Загвоздка была в том, что этот конкретный трек слушали не с фейкового аккаунта, никакого намеренного мошенничества с ботами не было.

Пример DistorKid приводит в своей статье Райан Уолш с Motherboard, который заодно на собственном примере объясняет, что один и тот же трек можно слушать и три дня подряд, а правила Spoitfy ничего не говорят о подобной активности. Американский юрист в области развлечений Джон Ший сравнивает поведение Spotify с отношением Верховного суда США к порнографии: «они знают, что это она, когда видят её». «Это оставляет возможности для недопонимания», — отмечает Уолш.

Есть и другие варианты. Например, можно изменить полностью саму политику работы стриминговых сервисов. Например, можно платить исполнителям не за число прослушиваний, но за количество слушателей. Однако, как отмечает Эми Вонг в статье на Quartz, этот способ может иметь неприятные последствия для и без того небольших доходов музыкантов от стриминга. Тем более, ничто не мешает мошенникам плодить ботов не для прослушиваний, а для числа.

Фото на обложке: Elliott Feldman

Подпишись на Аппарат
Facebook
Вконтакте
E-mail дайджест
Популярное за неделю