Герои сети

Как разработчики игр пытаются привлечь внимание пользователей к проблеме свободы в интернете

Николай Овчинников

Этой весной вышли сразу две игры, посвящённые текущим проблемам в Сети. Головоломка TouchTone рассказывает о слежке АНБ за пользователями, а раннер 404Sight пытается привлечь внимание людей к проблеме «сетевого нейтралитета». Apparat поговорил с авторами этих игр, чтобы понять, зачем им это нужно и могут ли они в реальности чем-то помочь пользователям.

Игры постепенно приходят на место фильмов: и с точки зрения сюжета, и с точки зрения доходов. Тем временем, независимые разработчики озаботились проблемами общества и свободы в Сети. Этой весной вышло сразу две игры, которые посвящены проблемам распространения информации в интернете: TouchTone, симулятор сотрудника американского Агентства национальной безопасности, который следит за перепиской граждан, и 404Sight, раннер, посвящённый борьбе провайдеров с «сетевым нейтралитетом». Apparat поговорил с их создателями о том, как и зачем они это сделали, и объясняет, как они могут изменить положение дел в Сети.

Если вы хотите в форме игры рассказать о свободах в Сети, то жанр не имеет значения

К примеру, TouchTone — головоломка. Вам надо составить «отражающие поверхности» так, чтобы лучи били в определённые точки. Так вы следите за пользователями в Сети. По атмосфере TouchTone больше напоминает фильмы девяностых в стиле «киберпанк». При этом у игры есть сюжет: вы следите то за иранским предпринимателем, то за бизнесменами с Уолл-Стрит. Вам попадает в руки информация, вы должны решать, угрожает она безопасности или нет. Параллельно с вами говорит «начальство», которое вы можете слушать, а можете игнорировать. В этом смысле TouchTone — наследница двух других важных игр о сложности выбора (Stanley Parable) и государственной машине (Papers, Please).

404Sight стилистически тоже вышел из девяностых (нарочито простая графика, нереалистичный 3D, цветовая гамма будто из вейпорвейва), однако сюжетно и жанрово это совсем иная история. Это раннер, в котором игрок находится на позиции пользователя, который должен постоянно двигаться по просторам сети, уворачиваясь от злых провайдеров, которые хотят ограничить его скорость. Ещё одно важное отличие этой игры от TouchTone — здесь месседж без дополнительного пересказа можно и не считать.

Обе игры поначалу были совсем не про интернет

Создатели TouchTone из конторы Mikengreg Майк Бокслейтер и Грег Вольвенд придумали игру ещё в 2012 году за пару дней. Тогда это была обычная головоломка, где надо было составлять фигуры так, чтобы «лазерные лучи» били по определённым точкам. Но отсутствие сюжета удручало обоих авторов. «Делать обычный паззл было скучно», — говорит Бокслейтер. Подсказка пришла год спустя, когда Эдвард Сноуден рассказал о том, как Агентство национальной безопасности США следит за гражданами.

Майкл Бокслейтер, создатель TouchTone
Нашей основной идеей было рассказать людям о том, каково это: жить, зная, что кто-то видит все, что ты говоришь в Сети. И не важно — патриот ты или террорист. Мы решили преподать эту историю с точки зрения того, кто смотрит. И сперва тебе действительно кажется, что ты занимаешься слежкой в целях безопасности. А потом ты понимаешь, что тщательно отсматриваешь любую информацию исключительно в интересах власти.
И в игре ты не можешь найти правильный ответ. Там есть парень, который тебе говорит, делаешь ты что-то правильно или нет. И это дело игрока — верить ему или нет. И ты должен сам решить, и это очень важно.
Сейчас в США никто не задает вопросы властям. Все принимают их действия такими, какие они есть. Они, власти, говорят нам, что благодаря этим действиям мы стали безопаснее. Мне кажется, что это фигня, и что нужно задуматься.
Рекламный плакат TouchTone. Надпись гласит: "Если ты что-то открыл, расскажи об этом"

Авторам 404Sight, студентам из университета штата Юта надо было сделать компьютерную игру для магистерской программы. Поначалу это был просто раннер — бежишь, прыгаешь, уворачиваешься от препятствий — и так до бесконечности. Но как раз в 2014 году, когда шла работа над 404Sight, начались дебаты о «сетевом нейтралитете» — праве пользователей на доступ ко всем сайтам в Сети на равной скорости. За него выступали и регуляторы в лице Федерального агентства по коммуникациям (FCC), и Барак Обама. Против — провайдеры, которые хотят собирать дополнительные деньги за увеличение скорости доступа к «тяжёлым» ресурсам. Позиция операторов разозлила авторов 404Sight и вскоре у игры появилась идейная «нагрузка».

Авторы 404Sight (они предпочитают выступать коллективно)
Что нас больше всего раздражает в провайдерах? Мы терпеть не можем вот эту ложь, когда они говорят нам: «О, мы никогда никого не душим». Особенно ужасно было, когда Google показала графики, объясняющие, почему видео из YouTube не грузятся. Они (провайдеры) говорят, что ты платишь за одну скорость. Но, на самом деле, ты платишь за «скорость до определенного предела». Они не говорят правду об услугах, которые нам предоставляют. Мы не можем себе позволить просто так сидеть сложа руки – сейчас все сидят в интернете!

Авторы TouchTone разочарованы в происходящем

Бокслейтер хоть и надеется на то, что в американских пользователях проснётся сознательность, но смотрит в будущее без оптимизма. По его словам, за полтора года, прошедшие после откровений Сноудена, ситуация со слежкой государства за гражданами практически не изменилась. Многие отнеслись к этой теме равнодушно, другие ограничились возмущением в онлайне.

Майкл Бокслейтер, создатель TouchTone
На самом деле, за полтора года, что прошли с момента первых публикаций Сноудена, ничего не изменилось. И это как раз одна из причин, почему мы взялись за игру. Это замкнутый круг: Глен Гринвальд или кто-то еще пишет об очередном факте слежки властей за гражданами, все обсуждают это, говорят, мол, как это плохо – и все. И мы ничего не делаем с этим.

Однако создатели TouchTone не считают, что всё настолько безнадёжно. Бокслейтер верит в то, что игра заставит многих задуматься. Впрочем, он не исключает, что ощущение безграничной власти, которое даётся игроку в TouchTone, может быть воспринято и по-другому.

Майкл Бокслейтер, создатель TouchTone
Есть, конечно, опасность, что пользователь в итоге встанет на сторону АНБ. Всегда, когда вы делаете подобные произведения, есть люди, которые не считывают ваш месседж. У нас в AppStore некоторые пользователи ставят одну звездочку. Я надеюсь, что большинство – такие же как я. Да, сперва они будут думать «Вау, у меня есть доступ к такому количеству информации!». Но потом они начнут задумываться, скажут себе: «Я не должен знать всю эту информацию». И поймут, что кто-то в реальности может собирать информацию о них, что такая структура, на самом деле, не нужна. Вот, на что я надеюсь.
Грег Вольвенд, создатель TouchTone
Мне кажется, что через нашу игру людям будет проще считать наш месседж, нежели чем через прослушивание подкаста или прочтение статьи. Потому что игра их ставит в положение агента АНБ, они на своей шкуре ощущают весь процесс слежки.
Некоторые пользователи воспринимали игровой процесс буквально, мол, такое существует в реальности. Что, в какой-то мере, является комплиментом для нас. Мы хотели сделать игру максимально реалистичной.

Создатели 404Sight считают, что надежда ещё есть

Студенты, создавшие 404Sight, настроены более оптимистично. Они говорят, что катализатором перемен станет хотя бы то, что многие пользуются ресурсами, для которых нужен скоростной интернет, и вряд ли они будут довольны ограничениями провайдеров.

Авторы 404Sight
Америка – большая страна, сложно узнать мнение каждого. Но мы думаем, что все больше и больше людей начинают обращать внимание на дебаты о сетевом нейтралитете. Многие смотрят фильмы через Netflix, пользуются услугами стриминговых сервисов типа Hulu, смотрят летсплеи на YouTube, слушают музыку, играют через Twitch. Вы могли бы подумать, что речь только о важности стриминга. Но нет. Каждый пользуется интерентом. И угроза того, что нам придется платить за привычный порядок дел, реально пугает.

Игр, посвящённых правам и свободам граждан становится всё больше

Авторы 404Sight и TouchTone не одиноки: игры о том, как государство пытается ограничить граждан, а те пытаются ему противостоять, о слежке и борьбе с ней, с каждым месяцем становится всё больше. К примеру, Nothing To Hide, Polygons и прочие герои фестивалей вроде Different Games и Games for Change. Лучшие из таких игр предполагают принятие пользователем сложных (прежде всего, с моральной точки зрения) решений, которые могут кардинально изменить жизнь их альтер-эго, а, возможно, и целого общества. Так, в феврале шведская студия Double Zero One Zero выпустила игру The Westport Independent, в которой вам нужно будет стать редактором газеты, доживающей свои последние дни в условиях жёсткой диктатуры. У вас есть выбор: править статьи журналистов, оставлять всё как есть или вообще запретить текст к публикации.

Double Zero One Zero придумали свой симулятор цензуры на хакатоне, организованном разработчиками игры Papers, Please. Моральный выбор главного героя в ней, сотрудника таможни, играет ещё большую роль. Нужно успеть заработать деньги на штампах, иначе есть риск умереть с голоду, а заодно — решить, пускать или нет беженцев, которых в соседней стране могут расстрелять, тщательно проверять каждого, находить потенциальных террористов в толпе. Ничего лишнего, нужно только поставить нужную отметку, но, как оказывается, это сделать куда сложнее, чем пройти ещё одну стратегию. Не зря авторы и TouchTone, и 404Sight называют Papers, Please в числе лучших игр про общество и государство. Ещё одна игра такого плана — нашумевшая в 2013 году Stanley Parable: вы одни в офисном здании, вам известно, что вы «под колпаком», и вам надо выбраться оттуда. Единственный ваш попутчик — рассказчик, чьему повествованию можно не следовать. Суть Stanley Parable — в отсутствии выбора как такового: конец, так или иначе, предрешён, а любое действие даже вопреки рассказчику запускает заранее продуманный алгоритм. TouchTone — о том же и про то же: итог всё равно известен, как бы ни хотелось пойти против воли «голоса свыше». Главное, говорят авторы игры, что вы задумаетесь. В реальной жизни результат отнюдь не предрешён.

Подпишись на Аппарат
Facebook
Вконтакте
E-mail дайджест
Популярное за неделю