Коллективный разум

Как геймеры тренируют искусственный интеллект

Ярослава Куцай

Даже если просто часами сидеть у монитора и играть в компьютерные игры, можно сделать свой вклад в развитие технологий. Основатель успешной чешской студии по разработке компьютерных игр Keen Software House (KSH) Марек Роса инвестировал около 10 млн долларов в лабораторию по созданию сильного искусственного интеллекта. Apparat пообщался с основателем и другими сотрудниками KSH.

Оба детища Роса помогают друг другу. Сотрудники обеих компаний работают на то, чтобы искусственный интеллект (ИИ) смог достичь уровня человеческого уже к концу следующего десятилетия. Их подход во многом подражает модели воспитания ребенка. Как у нормальных родителей, ИИ под их присмотром учится во время игр. Здесь полагают, что чем больше внимательных и требовательных учителей, тем лучше. А когда речь об игре, то никто не может быть внимательней и требовательней геймеров, считает Роса.

Многие предприниматели пока еще не понимают масштаб возможностей в сфере видеоигр. Виной тому устаревшие представления о геймерах как не располагающих лишними деньгами подростках и культурные иерархии. Но вообще говоря, уже сейчас геймеры намного щедрее киноманов. Так, суммарный глобальный доход индустрии интерактивных развлечений в 2016 году составил 99,6 миллиарда долларов — на 8,5% больше, чем в 2015-м. Для сравнения: киноиндустрия увеличила свои доходы лишь на 1%, заработав 38,6 миллиарда долларов.

38-летний предприниматель из Чехии Марек Роса, напротив, хорошо знал, что это золотое дно. Еще будучи старшеклассником, он видел себя творцом умных машин, интеллект которых будет сопоставим с человеческим. Но свой путь девелопера он все же начал с компьютерных игр. Роса надеялся, что в этой сфере добиться успеха получится быстрее и, создав игру, которая придется по душе и карману сведущим в вопросах геймплея, можно будет инвестировать в мечту.

«Инженеры» прибыли

Основанная Роса семь лет назад студия Keen Software House прославилась благодаря своему нон-фикшн подходу: в основе ее игр — только реальная наука, реальные факты, реальная физика и реальные эмоции. «Никакой магии и фэнтези», — предупреждает описание компании. И никакой принцессы, ждущей своего спасителя. Здесь так: выживай, исследуй, созидай — или умри.

Самые популярные разработки KSH — «Космические инженеры» и «Средневековые инженеры». Это игры, относящиеся к категории «открытый мир», где игроку предоставлена свобода перемещения. Он сам определяет, как и когда взаимодействовать с окружающей средой, которая благодаря «движку VRAGE» — главному ноу-хау компании — обладает такими свойствами, как объем, масса, инертность и скорость.

В «Космических инженерах» можно управлять кораблем и добывать на планетах и в астероидах полезные ископаемые.

Такого рода объекты создают в «Космических инженерах»

В «Средневековых инженерах» — возводить замки и укрепления из материалов, доступных строителям, жившим до XV века.

За два года KSH удалось продать свыше двух миллионов копий этих игр и заработать около 10 миллионов долларов. Команда из полусотни технодемиургов вовсю работает над тем, чтобы их открытые миры выглядели максимально правдоподобно: делай что хочешь, меняй то, что вокруг, но не забывай о законах природы. Все, как и в жизни, но с прыжком во времени. Причем, как показывает коммерческая практика компании, в будущее геймеры стремятся более охотно. Как и сам Роса.

Игры, укрепляющие ИИ

В 2015 году мечта Роса сбылась. У KSH появилась многообещающая сестринская компания GoodAI c центром по созданию сильного искусственного интеллекта (general artificial intelligence). В отличие от тривиального ИИ, параметры которого определяют усилия кодера, его основной характеристикой является свойство приспосабливаться и накапливать опыт. У Росы две цели — ИИ не хуже человеческого и нечто его превосходящее. Первую он намеревается достичь в ближайшие 10–20 лет.

Марк Роса. Фото: Wikimedia.org

Более 60 сотрудников обеих фирм сегодня корпят над воплощением этих амбициозных замыслов под крышей одного здания, расположенного в динамичном и разрастающемся районе Праги. И хоть предприятия формально не зависят друг от друга, одна из их общих задач — интегрировать разработки GoodAI в игры KSH и, наоборот, использовать игры как площадку для развития СИИ.

Исследователи под руководством Росы пытаются сделать так, чтобы интеллектуальный агент развивался постепенно под их надзором по тому же принципу, что и нормальный ребенок. Сначала ИИ учат простым полезным навыкам и на их основе — более сложным. Потом в комбинации с этим постепенным и модерированным обучением применяют также обучение с подкреплением. На интеллектуального агента воздействуют с помощью разных стимулов, пытаясь научить выполнять несложные задачи с применением поощрения и наказания. Так, познав и кнут, и пряник, играя в Pong, их агент постепенно стал асом.

«Мы поощряли его, когда он отбивал мяч, и наказывали, когда падал. Он не знал правил игры. Но посредством проб и ошибок пришел к решению играть так, чтобы получать как можно больше поощрений и не получать наказаний. Он учился этому на основе неструктурированных данных, без какой-либо предварительно внедренной логической схемы», — рассказывает Роса.

По аналогии агента также научили ориентироваться в лабиринте.

Еще одно достижение — модуль внимания в обработке изображений. Агенту демонстрировали разные рисунки, а потом, получая часть рисунка, он пытался воссоздать всю картину.

Один навык, другой, третий, и на определенном этапе он уже обладает каким-то базовым набором способностей. «Это работает так. Представим, что вы интеллектуальный агент. Кто-то показывает вам книгу на китайском. Если вы будете ее листать, пытаясь понять все эти иероглифы, вряд ли из этого что-то получится. Но если вам дадут учебник для изучения китайского, написанного на языке, которым вы владеете, то постепенно, усваивая основы, вы будете понимать все больше и больше и в конце концов сможете прочесть всю книгу», — объясняет Роса.

Понимая, что с ИИ сейчас в тренде, GoodAI пытается наладить сотрудничество с конкурентами и привлечь к экспериментам как можно больше волонтеров. Для этого они запустили симулятор мозга — платформу для обучения архитектур ИИ новым навыкам и оценки их прогресса. Ее может использовать любой желающий.

Песочница для СИИ

«Геймеры — лучшие испытатели. Они дают нам очень детальный фидбек по поводу того, что и как можно улучшить в играх. Они также могут помочь и в исследованиях, связанных с созданием СИИ», — говорит главный исполнительный директор KSH Владислав Полгар.

Исследователи рассматривают игры как своего рода песочницу для СИИ, которая поможет ему «расти». Первоначально разработки GoodAI решили представить в серии «инженеров», где ИИ была бы отведена роль слуги или напарника. Таким образом, например, в «Средневековых инженерах» каждый игрок мог бы заставить жителей деревни делать то, что он хочет, вознаграждая за это и применяя санкции за нежелательные поступки. В «Космических инженерах» появился шестиногий робот, готовый расширять свои горизонты познания. Операционный менеджер GoodAI Ольга Афанасьева говорит, что он послужил очередным доказательством целесообразности их методов.

Теперь команда готова перейти к следующему этапу. «Мы хотим создать игру, где игроки смогут тренировать своих партнеров с ИИ, которые будут функционировать в игре независимо, взаимодействовать и соревноваться с другими ИИ и игроками», — делится планами Роса.

Общество геймеров на идею стать менторами ИИ реагирует по-разному. Энтузиасты, как правило, требовательны. «Они, конечно же, предпочли бы увидеть роботов-гуманоидов в играх. Но мы пока от этого далеки», — отмечает Полгар.

Опережая опасность

Коллектив GoodAI, однако, не собирается заточить СИИ в играх, а уже думает, как выпустить его в реальный мир. В планах компании найти ему применение как надежному ассистенту в самых различных направлениях человеческой деятельности — от деловых до бытовых и личных. Роса также верит, что в перспективе СИИ расширит наше представление о Вселенной, поскольку сможет отправиться туда, куда нам в силу ограничений человеческого тела и разума не под силу.

Отвечая на вопрос о главных вызовах для компании, ее PR-менеджер Уилл Миллершип первым упомянул этический: для них, уверяет, даже на раннем этапе очень важно принять меры предосторожности.

Недавно учредители Tesla и SpaceX Илон Маск и принадлежащей Google компании DeepMind Мустафа Сулейман вместе с предпринимателями из 26 стран, распоряжающиеся миллиардами долларов, обратились к ООН с призывом запретить использование так называемых роботов-убийц. Они считают, что технология смертоносного автономного оружия, которым смогут управлять интеллектуальные машины, — это ящик Пандоры и что стоит эту технологию разработать, «военные конфликты будут вестись в невиданных доселе масштабах в промежутках времени, неподвластных человеческому восприятию».

Среди тех, кто осознает важность этой проблемы, и Роса. И хоть сильный искусственный интеллект, который он и его сотрудники воспитывают в своей лаборатории, пока еще слаб и освоил лишь простые игры, предприниматель убежден, что к ускорению его развития нужно готовиться уже сейчас. По мнению Роса, нужно убедиться, что искусственный интеллект будет оставаться под тщательным надзором тех, кто поможет ему оценивать ситуации и принимать решения адекватно, ориентируясь на общечеловеческие ценности.

Подпишись на Аппарат
Facebook
Вконтакте
E-mail дайджест
Популярное за неделю