Новое общество

«Мы достучимся до миллиарда людей»: создатель Second Life о том, как переселить человечество в виртуальный мир

Анна Савина

Филипп Росдейл всегда мечтал создать огромный виртуальный мир, где будут жить, ходить на работу и заниматься своими делами сотни миллионов людей. В начале века он придумал цифровую среду Second Life, но тогда технологии оказались недостаточно развиты. Сейчас он работает над проектом High Fidelity — новой цифровой реальности, которая будет совершеннее своего предшественника. В разговоре с Apparat Росдейл объяснил, что будет с людьми, обществом и государством, когда мы все переедем в виртуальную реальность.

Филипп Росдейл
основатель и генеральный директор Linden Lab, создатель Second Life и High Fidelity
Во многих своих выступлениях Росдейл утверждает, что с самого начала своей карьеры мечтал объединить все компьютеры, подключённые к интернету, и создать огромный виртуальный мир. В нём люди смогут воплотить в жизнь всё, о чём мечтают. В 2003 году он запустил онлайн-проект Second Life — пик его популярности уже прошёл, но и сейчас более миллиона человек строят там дома, ходят на вечеринки и в церковь, ведут бизнес и заводят отношения. В прошлом году Росдейл анонсировал другой проект — High Fidelity. Это также попытка создать цифровую копию нашего мира, но гораздо более совершенную — управлять своими аватарами можно будет с помощью жестов, надев на голову шлем виртуальной реальности. Первая версия High Fidelity должна появиться в следующем году.

В виртуальном мире будет жить один миллиард человек

Очень многие пользователи регистрировались в Second Life, но не задерживались там надолго. По мнению Росдейла, это было связано с управлением — жить трёхмерной реальности, используя мышку и клавиатуру, не очень удобно. High Fidelity будет работать со шлемами виртуальной реальности вроде Oculus Rift и устройствами, которые распознают жесты и мимику человека. Это должно сделать погружение в виртуальный мир значительно более интенсивным.

Oculus Rift, а также устройства, распознающие мимику и жесты, позволят каждому стать частью виртуального мира. Надеюсь, что мы достучимся до миллиарда человек. Когда все окажутся в цифровой реальности, всё изменится, как всё когда-то изменилось с приходом интернета. Мы сможем найти там всех знакомых и людей из других стран. В результате мы станем делать в виртуальном мире много вещей, которые сейчас делаем в реальном.

В High Fidelity нас будет ограничивать только скорость света. Там можно будет не только организовывать встречи со своими сотрудниками или знакомыми, но и проводить конференции и лекции. Кто угодно сможет подойти ко мне после выступления и просто поболтать, как обычно. Кроме того, изменятся города, потому что мы больше не будем летать в Нью-Йорк и Лондон, чтобы провести бизнес-встречу.

Жизнь в виртуальном мире будет похожа на реальную

Создатель Second Life ожидал, что попав в цифровой мир, люди захотят делать в нём самые безумные вещи — например, строить фантастические города. На самом деле большинство игроков создавали копии существующих зданий и вели образ жизни, который мало чем отличался от реального.

Между реальным и виртуальным миром нет особенных различий. Например, все считали, что никто не будет покупать что-то в виртуальном мире. Когда мы запускали Second Life, мы не подозревали, что люди будут создавать виртуальную бижутерию и продавать её. Сейчас это виртуальный бизнес с годовым оборотом в $1 млн. Волосы для аватаров — это тоже огромный бизнес.

Я также был удивлён, что все начали строить в Second Life копии реальных зданий и мест. Я думал, что люди будут создавать что-то из научной фантастики и всё будет выглядеть, как в «Матрице». Но они возводили домики для каникул, красивые пейзажи из реального мира или, например, парк развлечений из Чикаго.
Здесь и ниже — скриншоты из High Fidelity

Но в виртуальном мире будет гораздо веселее

Виртуальный мир — идеальная среда для творчества, потому что в нём воплотить свои идеи гораздо проще, чем в реальности, считаер Росдейл. Выступая на конференции TED, Росдейл вспоминал, что в детстве постоянно придумывал невероятные проекты, воплощение которых было невозможно или занимало много времени. С помощью Second Life и High Fidelity он пытается решить эту проблему.

Мне кажется, виртуальная среда — идеальное место для игр и самовыражения. Если бы я заново построил Древний Рим, вы бы хотели пожить там неделю? Уверен, это было бы интересно. А если мы построим целую новую виртуальную планету и поселимся на ней, как она будет выглядеть? Как мы будем распределять время между реальностью и цифровой средой? Реальный мир прекрасен, и это большой вызов — найти баланс. Я люблю путешествовать, я приеду в Москву, и это будет круто, но я хочу использовать интернет, чтобы создать ещё больше. Как будут выглядеть тысяча вариантов Москвы, построенные тысячей разных людей? Было бы интересно узнать.

В виртуальном мире можно будет получить образование

Росдейл утверждает, что его разработки могут усовершенствовать современную систему высшего образования и помочь тем, кто, например, учится водить автомобиль.

Сложно предсказать, что произойдёт, но я думаю, в виртуальном мире будет много симуляторов. Сейчас все авиапилоты тренируются на очень дорогих симуляторах. Мы можем построить их в виртуальной реальности и использовать для обучения не только пилотов, но и подростков, которые учатся водить машину. С помощью Oculus Rift и High Fidelity дети смогут тренироваться и ездить по настоящему городу.

Со временем в виртуальной реальности появится больше возможностей для образования. Сейчас появляется много платформ с онлайн-курсами, но их интерфейсы не позволяют чувствовать присутствие других людей, и поэтому мало студентов их заканчивают. Если бы они сидели в виртуальной комнате с 25 людьми, это позволило бы наслаждаться занятием, потому что ощущение было бы как при учёбе в Стэнфорде.

В виртуальном мире не будет неравенства между мужчинами и женщинами

Виртуальная среда позволяет быть кем угодно — в Second Life внешний вид зависит только от желаний его создателя. Часто именно возможность выглядеть и вести себя так, как хочется, позволяет пользователям раскрепоститься.

В виртуальной реальности у всех почти одинаковые шансы на успех, там нет разницы между женщинами и мужчинами. Размер аватара не зависит от пола, так что, в отличие от реального мира, где женщины чаще всего смотрят на мужчин снизу вверх, каждый может выбрать размер своего героя. Это меняет отношения между полами, в Second Life они более сбалансированы, и в экономике это тоже заметно: женщин-предпринимателей больше, чем мужчин. Например, учительница Анши Чанг, является одним из самых крупных землевладельцев в Second Life и попала в 2006 году на обложку Businessweek.

Виртуальная экономика не будет зарегулирована законами

По мнению Росдейла, Second Life предвосхитила появление нового типа экономики, которая теперь стала нормой в Кремниевой долине и многих других регионах: люди создают стартапы без строгой иерархии и правил, где сотрудники разбросаны по всему миру.

Мне кажется, опыт Second Life показывает, что нам не нужно много официальных организаций, чтобы делать что-то вместе. В нашей виртуальной среде многие занимаются бизнесом, хотя там нет никаких традиционных законов, которые регулируют экономику. В реальности если ты нанимаешь сотрудников, то нужно обговорить зарплату, график работы и обязанности, а в Second Life люди начинали вместе бизнес, но не обременяли друг друга почти никакими обязанностями. Несмотря на это, эти компании работают до сих пор не хуже реальных.

Правда, утопическое общество в виртуальной реальности построить не получится

Наблюдая за Second Life, её создатель понял, что хотя виртуальная среда и даёт возможность с нуля создавать необычные миры, устойчивых утопических обществ там создать не получается.

В Second Life было несколько попыток построить утопическое общество, но это скорее исключения: в основном люди не стремились создать какие-то устойчивые структуры. В виртуальном мире всё должно работать точно также, как на фестивале Burning Man: нет никаких правил, ты можешь создать, всё что хочешь, но ничего не будет длиться долго. В этом суть художественного эксперимента: можно попробовать воспроизвести утопию, но она не может существовать долго.

Зато государство и корпорации не смогут контролировать людей так, как раньше

Росдейл рассчитывает, что если ему удастся создать виртуальный мир, не уступающий реальному, то вряд ли политикам или крупным бизнесменам удастся установить контроль над ним.

Мне кажется, нам всё меньше нужно правительство. Это особенно заметно в Кремниевой долине: нам, её жителям, сложно понять, как правительство может помочь. Да, государство строит дороги и отвечает за здравоохранение. Но некоторые вещи оно уже не может контролировать — например, коммуникации. Теперь у нас есть интернет, и мы больше никогда не потеряем возможность коммуницировать друг с другом. Интернет даёт нам прозрачность. Я верю, что это необратимый процесс. Никто не может контролировать всё так сильно, как в прошлом, и все будут видеть, что происходит на самом деле.

Виртуальная реальность и искусственный интеллект приблизят наступление сингулярности

Филипп Росдейл знаком с футуристом Рэймондом Курцвейлом, который верит в скорое наступление технологической сингулярности — момента, когда прогресс станет недоступным для человеческого понимания. По мнению создателя Second Life, это произойдёт из-за создания искусственного интеллекта и переселения человечества в цифровой мир.

Я уверен, что нас ждут две большие перемены — над одной из них я работаю, а другой я очень интересуюсь, хотя и не занимаюсь напрямую. Во-первых, появится полноценный виртуальный мир: пространство внутри компьютеров станет больше, чем пространство Земли. Во-вторых, скорее всего, мы скоро создадим искусственный интеллект, который будет полностью жить в цифровом мире, это будут наши потомки — компьютерные программы, которые умнее нас. Как человек, изучавший физику и интересовавшийся этими изменениями на протяжении многих лет, я скажу, что почти нет сомнений, что это произойдёт.

Будем ли мы жить вечно и использовать технологии, чтобы исправить все проблемы с нашими телами? Я не знаю. Я люблю шутить, что мы вообще не должны это обсуждать, Разве люди что-то значат? Если наши наследники — компьютерные программы, которые в миллионы раз умнее, чем мы, какое имеет значение, что мы думаем? Интересно, что они скажут. Мне кажется, что появление виртуального мира и искусственного интеллекта неизбежно, нет сомнения что мы увидим их в нашей жизни, и я даже готов поставить на это много денег.

Автор изображения: Erwin Kho

Подпишись на Аппарат
Facebook
Вконтакте
E-mail дайджест
Популярное за неделю