Интернет-культура

Стримись к большему: как корейская культура видеостримов еды пришла в Twitch

Евгений Трифонов

Сервис игровых видеотрансляций Twitch недавно открыл раздел «Social Eating», предназначенный для желающих есть перед камерой. Что происходит, когда южнокорейский тренд вебкам-трапез сталкивается с западной геймерской аудиторией?

Я захожу в раздел и запускаю первый попавшийся стрим. Там подросток в очках, сидя посреди бардака, ест пиццу из коробки. За этим процессом наблюдают более двухсот человек. Некоторые пишут в чате трансляции капслоком, многократно повторяя фразы. Одно подобное сообщение требует «PIZZA UP NOSE PIZZA UP NOSE PIZZA UP NOSE», и подросток с готовностью начинает совать пиццу себе в нос.

Другой стрим с заголовком «Late Night Indian Foods»: девушка болтает на камеру под корейские поп-песни, лишь изредка притрагиваясь к еде. Из её рассказов становится ясно, что родилась она в Индии, но сейчас живёт в Калифорнии. У неё лишь тридцать зрителей, а сообщения в её чате гораздо спокойнее. Чтобы стало интереснее, она предлагает задавать ей вопросы вида «что бы ты предпочла из двух вариантов». «Ты предпочла бы оказаться гигантским хомячком или крошечным носорогом?», — спрашивают её.

Третий стрим подписан «Vegans Don’t Eat Grass and Twigs» («веганы едят не траву с веточками»). Упитанный американец, поедая растительную пищу, объясняет зрителям, что «веганизировать можно почти любое блюдо». Время от времени поверх видеоряда пробегает надпись «Don’t forget to fuck the system». Вскоре выясняется, что стример работает в индустрии медицинской марихуаны, и разговор резко сворачивает в эту сторону.

Тюменская девушка ест арбуз ложкой. Австралийка демонстрирует миру название местного мороженого Golden Gaytime. Наконец, ещё в одном стриме дело доходит до «Роллтона». Что вообще всё это значит?

Изначально видеотрансляции поедания большого количества пищи стали популярны в Южной Корее, где у этого явления появилось и название («muk-bang»), и собственные звёзды. Стримеров, занимающихся muk-bang, там называют BJ (сокращение от broadcast joсkey), что сразу показывает удалённость явления от Запада: в англоговорящем мире эта аббревиатура давно закрепилась за словом blowjob.

Так выглядит muk-bang. Фото: YouTube/Yuka Kinoshita

В Корее для таких трансляций чаще всего используют сайт AfreecaTV, не сосредоточенный на играх в отличие от Twitch. Обычно смотреть трансляцию можно бесплатно, но приветствуются пожертвования от зрителей. Это оказалось тем нечастым случаем, когда donate-монетизация способна эффективно работать: по информации NPR, у главных звёзд заработки доходят до $10 000 в месяц.

Поэтому то, что начиналось как развлечение, для наиболее популярных би-джеев стало их основной работой. Подход к трансляциям у них соответствующий: простой веб-камерой здесь не обойтись, в ход идёт профессиональная аппаратура и тщательно выставленное освещение. Рядом с собой стример ставит качественный микрофон, чтобы было слышно каждый чавк, а перед собой — сразу несколько мониторов, чтобы удобнее было следить за репликами фанатов и собственным видеорядом. Недостатками профессии называют нестабильность дохода (когда всё зависит от добровольных пожертвований, он в любой момент может упасть) и опасность растолстеть.

Счёт подписчиков у самых популярных стримеров идёт на сотни тысяч. Их узнают на улицах, у них возникают фан-клубы. Фанатская активность приносит кумиру практическую пользу: доверенные поклонники могут модерировать за него реплики в его чате, удаляя оскорбительные.

Некоторые стримеры набирают громадные порции одного блюда. Другие наоборот, берут разнообразием, раскладывая перед камерой множество всего. В обеих вариантах съедают очень много. На скорость не едят — наоборот, никуда не торопятся и охотно разговаривают с аудиторией, как о еде, так и на другие темы, становясь для зрителей виртуальными друзьями. Некоторые сначала сами готовят перед камерой то, что затем съедают, но это опциональное дополнение.

Rachel Ahn, одна из топ-звезд muk-bang в Южной Корее. Фото: NPR

В других странах до сих пор пытаются понять, почему всё это так привлекло корейцев. В первую очередь говорят о том, что поедание пищи вообще социальный процесс — так что люди, которым приходится есть в одиночестве, могут социализироваться с помощью любимого стримера и ощущать себя в «семье» его поклонников. Второй фактор — то, что сидящие на диете таким образом «едят вприглядку». Высказывают и предположение о том, что в одной из самых интернетизированных стран мира люди разучились оказываться рядом вживую. Показательны кадры, на которых одна из звёзд muk-bang встречается с фанатами в кафе: хотя она сидит прямо перед ними, они постоянно смотрят на свои смартфоны, где запущена видеотрансляция этой же встречи.

За пределами Южной Кореи отдельные популярные видеоблогеры уже прибегали к подобному формату (то, как Триша Пайтас поглощает итальянскую еду, на YouTube посмотрели уже два миллиона раз — хотя просмотры постфактум, конечно, совсем не то же, что в реальном времени). Но о массовом распространении явления пока что не было слышно. Почему в таком случае американский сайт, посвящённый игровым стримам, захотел добавить соответствующий раздел?

Англоговорящая кореянка Keemi ест суп из морепродуктов. Фото: Youtube/KEEMi

Во-первых, как отмечают в самом Twitch, об этом просили пользователи, в первую очередь корейские. И поскольку корейцы известны безумной любовью к видеоиграм, неудивительно, что сервису хочется угодить этому локальному рынку.

Во-вторых, Twitch сейчас находится в поиске новых территорий. Когда-то, начинаясь как Justin.tv, этот проект позволял транслировать самые разные вещи. Позже, когда оказалось, что игровые стримы вызывают наибольший отклик, их выделили в Twitch и сосредоточились на нём, закрыв Justin.tv. А теперь, укрепившись в игровом мире, стартап снова принялся расширяться, но уже не хаотично, а постепенно добавляя конкретные категории: ещё до Social Eating появился раздел Creative для демонстрации «творческих процессов» (в числе прочего к ним относят и приготовление еды, но не поглощение).

Хорошо, мотивация сервиса при создании рубрики понятна. Но к чему в итоге это привело? Возник ли полноценный западный вариант muk-bang?

Пока что нет. И количество стримеров, и количество их зрителей в «Social Eating» очень скромны. Но главная проблема даже не в этом: сейчас такие трансляции попросту неинтересны. Геймеры балуются с новым разделом в свободное от своих «основных» стримов время, не особо стараясь сделать интерьер красочным, пищу аппетитной, а разговор увлекательным. Получается унылое зрелище: сидящий в полутьме стример, заказавший суши с доставкой, пытается что-то сказать по этому поводу, а в итоге выходит что-то вроде «есть горячую еду противоестественно, потому что в природе она не встречается».

Своя атмосфера

Однако некоторые исключения показывают, что со временем ситуация может измениться. Например, канал EXBC, оказавшийся на стыке двух миров: там ведёт трансляции корейская пара, но на английском языке. У них можно увидеть стрим из кафе, снятый сразу двумя камерами с разных ракурсов, а при получении денег от подписчиков они готовы танцевать — в общем, прикладывают усилия к тому, чтобы сделать шоу. Получается зрелище на любителя, но количество просмотров показывает, что западную аудиторию это заинтересовало.

Девушка с арбузом зачитывает вопросы из чата. «А в Тюмени есть море?» Пожалуй, на сегодня хватит.

Подпишись на Аппарат
Facebook
Вконтакте
E-mail дайджест
Популярное за неделю